«В конце месяца, может, что-то изменится»
Фото: Павел Лавров

Фото: Павел Лавров

Автошколы Новокузнецка приостановили набор новых учеников

Получить водительские права в Новокузнецке стало проблематично. По данным ГИБДД, всего в городе 19 автошкол, и пока ни одна из них не прошла проверку материально-технической базы и не получила разрешения на дальнейший набор курсантов.

Старейшая в городе автошкола «ДОСААФ», которая образовалась еще во времена Советского Союза и с тех пор не поменяла название, остановила обучение курсантов. Набор не ведется, даже по предварительной записи.

– Перезвоните через две недели, возможно, мы снова будем работать, — отвечает грустный голос в телефонной трубке.

Не сдаюсь, настойчиво обзваниваю автошколы по списку из телефонного справочника. Результат закономерный: если автошкола не закрылась совсем, то уж точно не принимает новичков.

У вас лицензии нет? — пытаю очередного менеджера, на этот раз в автошколе «Виртуоз».

– Лицензия-то у нас бессрочная. Это правила обучения поменялись, у всех автошкол в стране теперь должна быть новая программа обучения водителей, — вежливо и терпеливо объясняет менеджер. — Мы заявку на аккредитацию по новым правилам уже подготовили, но когда она оформится, кто знает? Пока работаем по старой программе.

Так по ней же уже нельзя работать, — говорю я.

– Можно, если доучивать тех, кто успел записаться на курсы до вступления нового закона в силу. А нового набора нет. Позвоните к концу месяца, может быть, что-то изменится, — объясняет менеджер.

В следующих звонках время на дополнительные расспросы уже не теряю:

– У вас разрешение на обучение по новой программе есть?

– Нет! — раздраженно кричат в трубку сотрудники следующей автошколы из списка в справочнике.

– Программа подписана, ждем разрешения со дня на день. Потерпите несколько дней, — просят в автошколе «Патриот».

– Вы можете записаться на обучение по старой программе, а как разрешение будет у нас, мы вам документы переоформим, — предлагает сотрудник автошколы «Академия вождения».

А если вас на этом поймают, я деньги за учебу заплачу, а экзамен сдать не смогу? — тут же настораживаюсь.

– Ну не хотите, мы же вас заставить не можем. Что вам посоветовать? Если торопитесь, позвоните в «Клаксон», говорят, они как-то обходят этот момент, — идет менеджер на попятную.

Сразу набираю телефонный номер автошколы «Клаксона». Там и впрямь, оказывается, набор идет.

– А как же новые правила?

– Вы приходите в любой наш офис с паспортом, при личной встрече наш специалист ответит на все вопросы, — обрадовала меня приветливая девушка.

Записываюсь на прием.

Новые образовательные программы подготовки водителей, вступившие в силу 11 августа 2014 года, предписывают автошколам не только увеличение количества учебных часов, но и техническое переоснащение. Автошколы обязывают разработать новую программу обучения в соответствии с утвержденными нормами, подготовить пакет документов и зарегистрировать его в ГИБДД. Экзамены у тех, кто записался на курсы после 11 августа и учился по старинке, сотрудники Госавтоинспекции принимать не имеют права. О грядущих нововведениях было известно уже в ноябре 2013 года, когда были утверждены требования к лицензированию автошкол.

– Но ведь экзамены идут? И машин учебных на улице меньше не стало? — обращаюсь за разъяснениями в ГИБДД.

– Это еще не иссяк поток тех курсантов, которые до момента Ч успели поступить в автошколы, доучиваются люди. А вот сейчас как раз назрело. Почему кризис? Потому что новые автошколы не могут набирать новых учеников: разрешения недооформлены, — объясняют мне в ГИБДД. — Но машины еще долго будут по улицам ездить: у нас по статистике примерно каждый десятый курсант может сдать экзамены с первого раза. Так что пока все доучатся, пока все пересдадут…

Новые правила требуют учить будущих автомобилистов дольше и тщательнее. Самые заметные изменения — в количестве часов обучения: теории стало заметно больше, практики — больше, но незначительно.

– Лично я бы практики сделал, наоборот, больше, — говорит старший госинспектор экзаменационного отделения РЭО ГИБДД Новокузнецка Роман Смыков. — Но в министерстве виднее, конечно. Зато если раньше практика измерялась в академических часах, то есть урок длился 45 минут, то теперь час полноценный. И отсчет начинается с того момента, как курсант сел за руль и начал движение. Так что все равно более подготовленные водители будут.

Согласование новой учебной программы с автоинспекцией — процесс долгий. Отдельно согласовывается состояние материально-технической части автошколы, состояние автодрома, классов.

– Автодромы сложно согласовать. К ним очень жесткие требования, — объясняет капитан Смыков. — У него должна быть определенная площадь, ограждение по периметру, чтобы посторонних автомобилей и пешеходов не было. Плюс коэффициент сопротивления, освещенность, наклоны продольные и поперечные и так далее. Школы сейчас проходят эту процедуру. И в их интересах все требования выполнить как можно скорее. Но это процесс долгий. Как только школы получат аккредитацию, им будет дано право обучать курсантов. На данный момент у нас нет информации, что какая-либо автошкола в Новокузнецке прошла аккредитацию полностью.

– Автошкол станет меньше?

– Пока сложно сказать. Те, которые готовились к этим изменениям, они эту процедуру уже заканчивают. Те, у которых автодром в собственности, им проще. Они будут дальше работать. Кто не справится? Не может же существовать автошкола, которая не имеет права набирать курсантов, потому что не имеет разрешения на обучение водителей? Школы в большинстве своем это поняли поздно и только недавно спохватились. Отсюда и нынешний ажиотаж, — комментирует Роман Смыков.

– А сейчас школы не хитрят? Предпринимают попытки оформить документы «задним числом», как будто курсантов набрали заранее, до 11 августа?

– Списки групп дублируются, ГИБДД получает их сразу. Поэтому любые махинации мы можем вовремя обнаружить. Попытка такая была. Мы ее выявили. Материалы направлены в прокуратуру Новокузнецка и в Кузбассобрнадзор, — успокаивает инспектор. — Санкции к этой автошколе уже применили.

Срок окончания кризиса в ГАИ назвать не берутся: каждая автошкола находится на разных этапах процедуры оформления необходимых документов.

– Заявки подали все. Завтра — одна школа получит разрешение, через неделю — другая. Нужно следить. Город большой. Спрос на водительские удостоверения есть. Скоро ситуация успокоится, — уверен Роман Смыков.

Офис автошколы «Клаксон», где мне пообещали отсутствие проблем при записи на курсы, работает в штатном режиме. Разговор начинается с главного.

– А чего так дорого–то стало? (ранее средняя стоимость обучения в автошколе Новокузнецка была в пределах 15–17 тыс. рублей, сейчас в среднем 30 тыс.) — ужасаюсь, взглянув на расценки. — За эти деньги можно подержанную колымагу купить!

– Так по новым правилам стало гораздо больше часов. Вот и получается, что нам нужно оплачивать труд преподавателей, инструкторов. Это еще цветочки. После Нового года цены вырастут вообще в разы. Так что торопитесь, — настаивает менеджер Ольга.

– А как у вас дела с новой программой обучения? Есть уже разрешение? Экзамены-то потом можно будет сдать?

– Мы единственная в городе автошкола, которая это разрешение уже получила. Поэтому все курсанты идут к нам. Со всего города. Это страшные очереди. Сегодня запись идет только на декабрь, — рассказывает менеджер.

На информационном стенде для посетителей действительно вывешены листки с описанием новой программы обучения. Оформлено красочно, но печати ГИБДД не хватает.

Перезваниваю в ГИБДД, надеюсь разобраться с нестыковкой.

– Ни одна автошкола Новокузнецка на данный момент не имеет разрешения, — терпеливо подтверждает мне старший госинспектор экзаменационного отдела.

– А почему идет прием курсантов в автошколе «Клаксон»?

– У нас такой информации нет. Возможно, они получили необходимые разрешения в главном управлении, в Кемерово, а нам еще не предоставили копии. Если мы найдем нарушения, мы вынуждены будем обратиться в прокуратуру.

Получить официальный комментарий в автошколе «Клаксон» по этому вопросу корреспонденту РП сразу не удалось. Руководство автошколы попросило направить письменный запрос. 

Сибирская неоархаика Далее в рубрике Сибирская неоархаикаКак объединить искусство и науку в один проект Читайте в рубрике «Общество» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»