«А тут смотри, поликлиника сама к тебе приехала»
Медицинский поезд в поселке Теба Кемеровской области. Фото: Павел Лавров

Медицинский поезд в поселке Теба Кемеровской области. Фото: Павел Лавров

Корреспондент «Русской планеты» побывал в глухом поселке Теба Кемеровской области вместе с медицинским поездом

Медицинский поезд Красноярской железной дороги впервые работает за границами своего родного региона. Специалисты передвижного консультативно–диагностического центра посетили глухие села и полустанки в Хакассии и Кемеровской области.

Женщина решительно перешагивает рельсы, под ее ногами шуршит гравий насыпи. На руках у нее грудничок в коконе из пеленок, следом семенит, не поспевая за матерью, ребенок постарше. Резиновые сапоги мальчика взяты явно «на вырост» и при каждом шаге хлопают голенищем по ноге. Мать поторапливает:

– Смотри, какой поезд красивый. Это доктор приехал. Сейчас сводим вас к доктору.

– Доктор Айболит? — уточняет ребенок, забавно не выговаривая некоторые буквы.

– Айболит, Айболит. Давай, шевелись уже. И так проспали. Нам еще очередь стоять.

Медицинский поезд — это поликлиника на колесах. Его официальное название — Передвижной консультативно–диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий “Св. Лука”». Впрочем, долго и официально его называют лишь в документах. В разговоре просто — «поезд здоровья».

– Вот эта станция Теба — это яркий пример того, зачем мы нужны, — рассказывает руководитель передвижного центра, хирург Геннадий Рощупкин. — Поселок довольно крупный, но глушь. Автомобильных дорог нет. По реке не добраться. Кругом тайга и горы. Есть только железная дорога. Жителям каждый раз с обследованиями в город ездить? Замучаешься. Свою большую больницу делать — где денег взять? А лечить людей надо.

Очередь на прием начинается еще на улице. Можно было бы ждать и в вагоне, там и гардероб имеется, и лавочки, но люди решили, что так удобнее. К тому же, мужики покуривают.

– С погодой–то нынче как фортануло, — задумчиво говорит седой усач, глядя на небо. — Мог и снег сыпануть. В горах уже лежит. Саня охотничал, говорит, перевалы уже закрыты. На завтра и у нас снег обещают.

– Не будет снега, — возражает ему пожилая женщина. — У меня на снег колени ломит. А сегодня ниче, видишь, вприпрыжку бегаю.

Почти все вагоны состава построены специально для медицинского поезда, на заказ. Снаружи, все как обычно. Внутри — как будто в поликлинику зашел. И стойка регистратуры имеется, и указатели с номерами кабинетов. Правда, очередь не такая нервная, как в обычной амбулатории. Все-таки село маленькое, соседи друг друга знают, так что обходится без привычных «Куды прешь?!» и «Я только спросить».

– Петю, Петю пропустите! — расступаются пенсионеры, освобождая проход к кабинету терапевта. У Петра нет ноги, он на костылях.

– Зато я на бахилах экономлю, — смеется он. — Мне в два раза меньше надо!

– Мужчины, там помощь нужна на улице, — заходит в вагон женщина в синей медицинской униформе. — Лежачих больных подвезли, их надо как-то в поезд по лесенке поднять.

На призыв откликаются трое. Зеленый УАЗик медслужбы подъехал почти вплотную к составу, в нем ждут пожилые пациентки. Их одну за другой поднимают по крутым ступенькам в медицинский вагон, кого-то поддерживая под руки, кому-то помогая переставлять разбитые артритом и ревматизмом ноги. Старушки охают, причитают, то благодарят помощников, то ругают тех, кто вообще придумал лестницы.

– Ой, я бы лучше как-нибудь без этого рентгена, — чуть не плачет бабушка. — Это что ж, вот так пойдешь лечиться и концы отдашь, покуда доберешься.

– Не бухти, Валя, где ты еще столько врачей возьмешь? Не в город же тебя тащить? — урезонивает ее медсестра. — А тут смотри: поликлиника сама к тебе приехала.

В конце концов, операция по загрузке в вагон немобильных пациентов окончена, медсестры уводят их в кабинеты, а на улице мужики устало закуривают.

– Вы это, не расслабляйтесь, — улыбается Владимир, водитель единственной на всю Тебу кареты скорой помощи. — Их же еще обратно доставать надо будет.

Медицинский поезд Красноярской железной дороги был построен в 2007 году. Поэтому оборудование в нем установлено самое современное. Таких медицинских аппаратов не видят и в некоторых городских клиниках. Самые востребованные в отдаленных деревнях медицинские услуги — это рентген, ультразвуковые исследования, маммография. Плюс — консультации врачей узкой специализации. Вплоть до нейрофизиолога.

– Я, конечно, доктор, но меня на всех не хватает, — рассказывает Фаина Таркова, заведующая тебинским фельдшерско-акушерским пунктом. — Работать у нас никто не хочет. Людей сюда не заманишь. Территория огромная. К нашему пункту и все соседние поселки относятся, туда или пешком, или зимой на снегоходах на вызовы попасть можно. Так что приходится совмещать и работу фельдшера, и работу лаборантом, и все подряд. Без малого тысяча человек, и на всех один доктор, один фельдшер и две медсестры. О какой помощи может речь идти? Ну, роды принять. Ну, рану перевязать. Таблетки какие прописать. Недавно нам аппарат привезли: мы хоть анализ крови можем делать, чтобы в город больных паровозом не отправлять. Выкручиваемся. Лежачих больных к себе в стационар забираем, чтобы меньше бегать. Экстренную помощь оказываем. Нам вот такой визит медицинского поезда — ох! Я словами вам даже не скажу.

Тебинский фельдшерский пункт, здесь его гордо называют больницей, расположен всего через улицу от самой станции. Впечатление производит на удивление неплохое: качественный ремонт, стерильная чистота, а главное, почти домашний уют.

– Не поеду. Чего я там не видал? — артачится пациент в ответ на уговоры медперсонала посетить передвижную поликлинику. — У меня ног нету. Что, пришьют мне их там? Вот и нечего мотаться. Мне и тут хорошо.

– Понятно, хорошо. А в город потом ехать на анализы тебе будет хорошо? — медсестры настойчивы. Скорее всего, уговорят.

Благополучие ФАП (Фельдшерско–акушерский пункт — Примеч. авт.) в Тебе — скорее, исключение. Как правило, в других глухих деревнях, расположенных вдоль железной дороги, нет и этого.

– Вся эта система медпунктов начала разваливаться еще в советское время, — вспоминает Геннадий Рощупкин. — Много где у жителей вообще нет шанса на медицинскую помощь. Собственно, поэтому в 1991 году и начали появляться первые «поезда здоровья». Сначала это был проект «РЖД» и лечили только железнодорожников и их семьи. На таких полустанках — это процентов 90 всего населения. Потом начали строить поезда на паритетных началах с властями регионов. С нашим вот поездом помог красноярский губернатор. Включили нас в систему ОМС. Теперь мы все услуги любому населению оказываем бесплатно, только по страховому полису и по паспорту.

«Доктор Войно-Ясенецкий» делает за год 10 рейсов по глубинкам. Персонал работает вахтовым методом. Причем у поезда две бригады — одна медицинская, вторая железнодорожная, которая отвечает за сам состав. Всего получается 70 человек, включая врачей, проводников, поваров, охрану и, естественно, бригаду машинистов.

– Мы в рейс уходим, как подводники в автономку, — смеются врачи. — Да, связь есть, дело есть, не скучно. Но пространство все-таки замкнутое, коллектив небольшой. Представьте две недели в поезде. Тяжело. Днем работаем, ночью переезжаем в новую деревню. Такой «день сурка». Все по расписанию. Как в армии. Но есть и плюсы: на работу добираться легко, никаких тебе пробок на дорогах. Встал, умылся, все, уже на работе.

К поезду подъезжает автоцистерна пожарной охраны. Перекрикивая друг друга, бойцы растягивают рукав и начинают закачивать воду в резервуары вагонов. Вода — это единственное, чего не хватает в поезде на двухнедельный автономный рейс. Все остальное: и продукты, и медикаменты — в избытке. В хвост состава прицеплена своя генераторная подстанция, чтобы обеспечить поезд дополнительной энергией: многие медицинские аппараты требуют мощного питания, обычной сети не хватает.

Очередь у вагонов разбивается на две части: на тех, кто еще не успел пройти обследование и тех, кто ждет результатов.

– Катерина! Ты магазин иди, открывай! Это дело надо обмыть! — окликает селянин вышедшую от доктора женщину.

– Не будет вам сегодня магазина. Завтра приходи.

– Чего так?

– Ну я тоже человек! Мне к доктору надо. Окулиста мне еще назначили и какого–то сурдолога. Так что я тут надолго.

– Ну вот, блин, такой повод пропадает! — расстраивается собеседник. — Опять будем завтра День взятия Бастилии отмечать.

– Тебе что доктор сказал? Печень надо беречь! — подшучивают в очереди.

– А что ее беречь? Смолоду надо было! А теперь доктор сказал «в морг», значит, в морг. Катерина! Открой на часок хотя бы, будь человеком!

Вновь подъезжает УАЗик скорой помощи. Привезли еще одну пациентку. Молодой парень выносит ее из машины на руках.

– О, Вова маму привез. Пойти хоть поговорить с ней, а то что–то давно не выходит, — вздыхает Елена, фельдшер из Тебы. — Вова, ты маму по лесенке занеси и на пол ставь. Дальше я ей помогу, а ты там не толкайся. Тесно там. Как в поезде.

В Тебе все амбулаторные карточки на пациентов были подготовлены заранее местными врачами. Как только пришло известие о скором визите в поселок «поезда здоровья», стали занимать очередь, вписывать в формы паспортные данные, жалобы и так далее. Так меньше бюрократических проволочек в день приема. Специалисты передвижного консультативного центра могут не отвлекаться от работы и принять больше пациентов.

– С организационной точки зрения очень сильно помогают руководители на местах, наши коллеги из деревень, — говорит руководитель поликлиники на колесах Геннадий Рощупкин. — Надо же очень много сделать: всех оповестить, чтобы нас уже ждали люди. Маломобильных больных подвезти. Да мало ли? Зато если все как надо сделано, полное медицинское обследование жителей поселка занимает несколько часов.

– Как вы сами оцениваете эффективность своей работы?

– Есть статистика. У нас скоро юбилейный пациент. На сегодняшний день нами обследовано без малого 115 тысяч человек. А учитывая, что каждого пациента мы разным специалистам показываем, то можете сами оценить масштабы работы. Мы больше 7 тысяч человек отправили на стационарное лечение, потому что обнаружили у них серьезные заболевания. А так бы жили люди и не знали, почему они хронически болеют. Или того хуже. В медицине вовремя поставленный диагноз очень важен. Жизненно.

Очередь всколыхнуло известие о том, что у аппарата для проверки зрения перегорела какая–то лампочка, и он теперь не работает. Пациенты, выдержавшие в тесноте, вагон есть вагон, как его не перестраивай, не один час ожидания, начали было возмущаться, но доктор поспешил всех успокоить.

– Там делов–то, одну лампочку вывернуть, запасную ввернуть. Не дольше десяти минут задержка.

– А она хоть есть, запасная?

– У нас как в Греции, все есть.

Из самого дальнего девятого вагона сквозь толпу ожидающих проталкивается пациентка, уже закончившая все осмотры.

– Валь, ну как?

– Слушай, так здорово! — делится она впечатлениями. — И УЗИ прямо досконально делают, не то, что городские, и рентген с первого раза. И кровь из пальца девочка брала, так не больно.

– Ну, значит, рука легкая.

– Ага. Пойду, своего приведу. Пусть не кочевряжится. Да и народу после обеда уже меньше. Считай, и нету очереди–то.

– Валь, а ты видала, тут храм есть!

Храм в составе действительно имеется. Тоже перестроенный вагон. Назван передвижной храм в честь святой равноапостольной княгини Ольги. Поднимаюсь в тамбур, обращаю внимание на черно–белую фотографию в рамке: вагон–храм, но дореволюционной постройки.

– Это первый передвижной храм в России, — поясняет мне женщина в платке, неслышно подойдя из–за плеча. — Создан под покровительством княгини Ольги. А мы вроде как традиции перенимаем. Тоже церковь по железной дороге возим.

– Где батюшку найти, не подскажете?

– В трудах праведных батюшка, молитвы читает. Если что-то срочное, так отвлекайте, нет, так и не нужно.

Прохожу в основное помещение и поражаюсь богатству убранства. А еще тому, как эффективно использовано небольшое помещение. Батюшка от службы не отвлекается. Вслушиваюсь в слова молитвы: поминают Луку Крымского.

– Это в честь него поезд назван? — шепотом спрашиваю стоящую рядом женщину. Она кивает, приглашает выйти обратно в тамбур, чтобы не мешать молитве и там отвечает уже в голос:

– В миру его звали Валентин Войно-Ясенецкий. Крупнейший специалист по гнойной хирургии. Но очень верил в Бога и от веры не отказался, когда Советская власть пришла. Его сослали в Красноярский край. А когда Великая война началась, он письмо самому Сталину написал: хочу на фронт, спасать людей, делать операции, а как война закончится, так снова отправляйте в ссылку. И за ним прилетел самолет. И всю войну он прошел. Был единственный хирург, которому позволяли открыто молиться перед операцией. И в ссылку потом не отправили, даже в 46-м дали Сталинскую премию, несмотря на опалу. Он сан принял, был архиепископом Крымским. Недавно его к лику святых причислили. Он и есть святитель Лука Крымский. И поезд наш в его честь назван. Великий был человек. Тела лечил, о душах не забывал.

– Вот со школой мы маленько не продумали, — сетует кто–то из врачей, проходя вдоль насыпи. — С утра педиатр чуть ли без работы не простаивал, а сейчас занятия закончатся, так всех детей разом приведут.

– Справимся. Мы тут до вечера. Куда спешить–то?

Официально прием в передвижном медицинском центре должен заканчиваться в 19:00. На практике задерживаются дольше, чтобы обследовать как можно больше жителей. Впрочем, надолго застаиваться не получится в любом случае: завтра в 7 утра надо снова открывать прием, но уже совсем в другой отдаленной деревне. Там уже ждут.

Два оборота вентиля Далее в рубрике Два оборота вентиляКак новокузнецкие коммунальщики борются с неплательщиками за горячее водоснабжение Читайте в рубрике «Общество» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»