«Первый за Уралом»
Звуковой кинотеатр, построенный в 1933 году, получил шанс на реставрацию. Первое фото кинотеатра «Коммунар» из архива.

Звуковой кинотеатр, построенный в 1933 году, получил шанс на реставрацию. Первое фото кинотеатра «Коммунар» из архива.

В Новокузнецке отреставрируют звуковой кинотеатр, построенный в 1933 году

В 2018 году Новокузнецк отметит юбилей — 400 лет. Под стать такой круглой дате и подарок — федеральные власти выделят 665,5 млн рублей на реставрацию объектов культурного наследия в городе. В очереди на ремонт — музей-заповедник Кузнецкая Крепость, давшая начало поселению, дворец «Алюминщик» с его уникальной архитектурой и самое главное — кинотеатр «Коммунар», памятник эпохи Кузнецкстроя.

Мы идем смотреть «Чапаева»!

Легендарный «Коммунар» построили и сдали в эксплуатацию в 1933 году.

– Строилось здание по линии КМК, Кузнецкстроя, Соцгорода. Ударными темпами, — рассказывает Петр Лизогуб, историк, научный сотрудник Краеведческого музея Новокузнецка. — Передовиков строительства награждали: сохранились приказы о премировании. Кому-то дали велосипед, кому-то отрез ткани, реже выдавали денежные премии. Но это ударничество не прошло даром: уже вскоре после открытия, в конце 1933 года, ночью произошел обвал потолка в фойе, значительная часть кровли обрушилась, и «Коммунар» на полгода закрыли на ремонт. Но все-таки кинотеатр сразу стал знаковым местом для Сталинска.

Это сейчас ближайшие кварталы называют старым центром города. В 30-х годах это была окраина. «Коммунар» построили на краю Мохового болота. Кинотеатр встал на островке. Дворец с одного берега подпирала топь. С другой — поселок строителей комбината, улицы хаотичной застройки. Самострой, бараки, халупы, а по большей части — землянки.

– Несложно представить себе первых зрителей звукового кино, — рассуждает Петр Лизогуб. — Рядовые жители нашего города в то время — рабочие КМК, те, кто строил трамвайные пути и дома Соцгорода. Днем они работали, вечером — пришли отдыхать. Была мощная прослойка, конечно, инженерно-технических работников. Но все-таки основная масса — пролетариат. Люди шли в кинотеатр в чистых рубашках, мужчины доставали пиджаки. Это был праздник.

– Насколько резкий был контраст между обстановкой в кинотеатре и бытом?

– В 30-х Сталинск — это еще город землянок. Основная масса населения проживала в крайне тяжелых коммунальных бытовых условиях. Нижняя колония — от реки Абы до территории завода — все это было море трущоб. 97–98% людей жили в таких временных постройках. Да и те, кому посчастливилось получить заветный ордер на квартиру в капитальном доме — надо иметь в виду, что из-за нехватки жилой площади в одной квартире проживало несколько семей. Но даже в коммуналках условия проживания были более комфортными, чем у тех, кто жил в бараках. Надо иметь в виду, что значительная масса кузнецкстроевцев — это выходцы из деревни, вчерашние крестьяне. Обычные рабочие, чей труд использовался в качестве основной ударной физической силы на черновых работах. Конечно, контраст между бытом и культурным объектом был грандиозен. Это разительное отличие вызывало и восторг, и благоговение. Когда только-только был уложен асфальт, люди разувались, чтобы пройти по чистой дороге.

Фасад кинотеатра в наши дни. Фото: Павел Лавров / «Русская планета»

В 1934 году установлен первый рекорд по кассовым сборам. Фильм «Чапаев» обошел в прокате даже непревзойденный блокбастер — комедию Александрова «Веселые ребята». На приключения Василия Ивановича и его ординарца Петьки сходило 92 тыс. 980 жителей Сталинска. Это притом, что в свободной продаже билеты даже не появлялись, а дирекция «Коммунара» была на месяц вперед завалена коллективными заявками. По проспекту Молотова к звуковому кинотеатру двигались колонны с транспарантами «Мы идем смотреть “Чапаева”!»

Почти сразу после открытия звукового кино в фойе начинает работать джазовый оркестр. На нападки со стороны противников всего буржуазного чиновники городской культуры ответили разъяснениями через газету: «…В СССР — джаз не более как одна из разновидностей эстрадной музыки, заражающей бодростью и здоровым весельем».

Кино и танцы каждый вечер привлекали толпы посетителей. Тогда в «Коммунаре» в буфете отпускали спиртное. Неподалеку — уединенный лесок. Неудивительно, что довольно быстро этот район стал криминальным. Уже в конце 1934 года на «Коммунар» стали жаловаться. Атмосферу прекрасно передает письмо ученицы Нины Комаровой в городскую газету. Она написала его после того, как ее и других отличников сводили на премьеру детского фильма «Сказка о царе Дурандае»: «Было детское кино. Показали такую чушь, что лучше бы и не показывали. А, кроме того, было большое хулиганство: лазили по карманам, отнимали билеты, били и снимали шапки. Наши учителя встали у стенки и хулиганство не прекратили».

Куда исчезла девушка со скрипкой

Изначальный проект кинотеатра «Коммунар» — это конструктивизм чистой воды. Ничего лишнего. Все строго функционально. Но уже к концу 1930-х годов генеральная линия застройки города меняется. Идея Соцгорода отвергнута. Появляется курс на то, что позднее назовут «сталинским ампиром». Помпезные, монументальные дома, украшенные барельефами, должны внушать уважение и уверенность. Вызывать ощущение незыблемости, показывать мощь и благополучие. Тогда стало ясно, что безликий стакан с пристройкой не впишется в архитектурный ансамбль будущего центра города — с его театрами, дворцами культуры, сквером, фонтанами. И «Коммунар» переживает свою первую реконструкцию. Здание украшают декоративными элементами. Появляются балконы, лепнина, позументы. А после Великой Отечественной войны «Коммунар» приобретает облик, знакомый современникам — колонны при входе, главная лестница.

– То, что получилось — это уникальный объект, как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения истории, — рассказывает краевед Петр Лизогуб. — Мы получили не изуродованный, а достаточно интересный образец уже классической советской архитектуры. Второе: история кинотеатра оказалась очень тесно связана и с жизнью Сталинска, и с историей уже современного Новокузнецка. Представим себе, что он исчезнет. Потерять легко, а заменить нам практически нечем с точки зрения того сгустка историко-архитектурных переплетений, который мы видим в этой интересной градостроительной точке города. Именно «Коммунар» в тандеме с ДК Металлургов, вместе с Садом Металлургов, который расположен между ними — ядро нашего города, его исторический центр. Это визуальный слой памяти.

– Просматривая старые фотографии, я увидел на некоторых снимках, что рядом с «Коммунаром» стоят какие-то статуи.

– Статуя там была. Если стоять лицом к «Коммунару», то по правую руку от центральной лестницы на небольшом возвышении стояла девушка со скрипкой в руке. Это послевоенный период. И эта статуя, опять-таки по фотографиям, фигурирует до 70-х годов. Дальше она исчезает. Она была, мне кажется, достаточно интересным объектом. Придавала этому месту какой-то определенный шарм. Но надо иметь в виду, что и весь проспект в то время был украшен такими монументальными элементами. Стояли, например, на возвышениях вазоны гипсовые. И другие скульптуры малых форм. Это все звенья одной цепи, это единое художественное решение оформления центра города.

Скульптуры напротив кинотеатра не уцелели.

Вторая жизнь «Коммунара»

Второй стационарный кинотеатр появляется в Новокузнецке в 1957 году. После — кино открывают в каждом районе. Но «Коммунар» остается в числе лидеров по популярности. Его заслуги отмечаются наградами. Он занимает призовые места в конкурсе среди кинотеатров всего СССР. В 80-х в нем ставят сверхсовременный чешский киноаппарат. Но это — лебединая песня первого звукового кинотеатра. В середине 1990-х годов фильмы в нем уже не показывают. Кинотеатр превращается в коммерческую недвижимость. Внутри — офисы и магазины.

– Кинотеатр «Коммунар» оказал огромное влияние на развитие города. Если бы не он, то Новокузнецк рисковал навсегда остаться рабочим поселком при комбинате, — считает Петр Лизогуб. — Определенный размах чиновники тех лет почувствовали именно тогда, когда начало формироваться ядро нынешнего города. А люди вдохновлялись. Каждый раз стремились к большему. И руководство шло им навстречу. Первые руководители промышленных предприятий понимали свою роль в городе, и значительную часть средств отдавали на строительство капитальных объектов.

– А зачем это металлургам? Им бы выгоднее было какую-нибудь новую домну построить?

– Потому что они смотрели в будущее. И не боялись работать для потомков, невзирая на сиюминутные трудности.

Сейчас здание «Коммунара» — вновь муниципальная собственность. Город вернул себе историческое здание. Фасад сияет свежим ремонтом: помогло празднование в Новокузнецке областного Дня шахтера, тогда удалось включить объект в список на предпраздничную реставрацию. Внутри еще очень далеко до полного восстановления. Но скоро — еще один праздник. И новый повод надеяться.

«Народные сказания — это шифр» Далее в рубрике «Народные сказания — это шифр»Сказительница из Горной Шории — о горловом пении, символизме народного эпоса и корнях древнего искусства народов Азии Читайте в рубрике «Общество» Князь «Святослав» едет в Нью-ЙоркФильм «Русская миссия. Святослав» примет участие в международном фестиваль короткометражного кино ISFF-2016 Князь «Святослав» едет в Нью-Йорк

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»