«Вот Вася кормит мамонта травкой»
Фото: Павел Лавров.

Фото: Павел Лавров.

«Русская планета» побывала в Краеведческом музее Новокузнецка за несколько дней до его официального открытия

В музее еще сверлят, моют, заколачивают гвозди, кое-где что-то красят, но в целом, строители свою работу здесь почти закончили. Теперь за дело должны взяться сотрудники музея. Коллекцию артефактов нужно правильно разместить в витринах.

– Все, сюда уже можно носить! — объявляет девушка, только что закончившая полировать стекло выставочного шкафа. Музейные работники принимаются разбирать коробки.

– Большую часть мы уже экспонировали, — говорит заместитель директора музея и мой сегодняшний экскурсовод Петр Лизогуб. — Остались либо мелочи, которые оставляли «на потом», либо наоборот, самые ценные экспонаты, которые мы берегли напоследок из соображений их сохранности.

Трехлетний ремонт, который пережил краеведческий музей, никак нельзя назвать косметическим. Да, красоту навели. Но самое главное — поставили новую систему безопасности: сигнализацию, бронированные стекла, системы датчиков. Теперь музей полностью соответствует требованиям и стандартам мирового уровня. Именно обновленная система безопасности дает возможность поднять из запасников самую ценную часть своей коллекции. Благодаря чему экспозиция обновилась на 70%.

– До золотого фонда нашего мы скоро дойдем, потерпите, давайте обо всем по порядку, — улыбается историк. — Что в глаза, прежде всего, бросается посетителю, когда он заходит? Большое количество чучел животных, которых раньше не было. Старые пришли в негодность, потому что условий для их хранения не было. Летом жара, зимой холод, плюс влажность. Нас еще упрекали за облезлых глухарей постоянно… Теперь чучела — в специальном коробе. Вот в этой витрине круглый год будет поддерживаться особый режим влажности и температуры, для чучел самый подходящий. Система кондиционирования, вентиляции, комфорт.

Самое большое чучело, визитная карточка новокузнецкого музея — лось. Оно тут больше полувека. Поэтому в экспозиции его решили оставить. Просто подлатали, почистили, высушили. Выгнали жучка из начинки, из шкуры вывели шерстееда. Обработали дополнительно для дальнейшей сохранности. Старый лось прямо помолодел.

– Лось теперь не самый большой у нас экспонат, — хвалится экскурсовод. — У нас есть мамонт. Правда, он — макет. Но сделан по размерам ископаемых костей. Именно тех костей, что нашли у нас в окрестностях.

Палеонтологическая витрина — одна из самых богатых в экспозиции. Окаменелые останки животных ледникового периода находят в Кузбассе в изобилии. Не потому что их, животных, тут водилось много. Просто в Кемеровской области много копают: шахты, карьеры, рудники пронизывают, в том числе, и исторические пласты. Особенно много экспонатов историкам удается раздобыть на угольных разрезах, где добыча ведется открытым способом. Люди ищут полезные ископаемые, а находят ископаемые раритеты. Например, череп и рога гигантского оленя: такой диковиной могут похвастать единицы мировых музеев.

– А это Вася, знакомьтесь, — экскурсовод представляет мне манекен, одетый в шкуры.  — Не бойтесь, он хоть и дикий, но смирный, — улыбается историк, поправляя сбившуюся прическу первобытного охотника.

– Это вроде как неандерталец? — спрашиваю я, разглядывая массивные надбровные дуги и мощную челюсть дикаря.

– Скорее все же кроманьонец. Ледниковый период — уже человек современный. С биологической точки зрения. Вот тут у нас уголок каменного века. Мы создали композицию гармонии человека и природы. Смотрите, Вася кормит мамонта травкой. А то мы привыкли видеть какую картину в учебниках? Что безумная толпа бежит, гонит мамонта, он падает в яму, потом люди разделывают тушу и питаются. Но была и другая сторона жизни. Понятие разумного природопользования было уже тогда. Наши предки не брали у природы больше, чем было нужно. Такая вот философская идея присутствует.

Археологическая часть экспозиции представлена широко и обильно. Многие экспонаты завсегдатаям музея знакомы по прошлым выставкам, но сейчас появилась возможность представить все находки более концептуально.

– Вот наша главная археологическая жемчужина Кузбасса, — показывает Петр Лизогуб, — Эти вещи были найдены относительно недавно: в 1990-2000-е годы. Это материалы Усть-Абинского могильника. На правом берегу реки Томи. Там нашли несколько не разрушенных могил. Бронзовые накладки на одежду, оружие. Этот материал еще называют «белая бронза», потому что процент содержания меди в ней сравнительно небольшой. Много цинка. Поэтому изделия такого серебристого оттенка. Тут очень много чеканки на украшениях, на застежках. Много мотивов, связанных с животными. Целая философия представлена на этих вещах. Показано, как воспринимали мир те люди, которые жили на нашей территории в 3-4 веке. Раньше эти предметы не выставляли все в совокупности. Публика видела лишь фрагменты коллекции. А сейчас техника освещения, витрины позволяют придать этим находкам особый колорит, особую аттрактивность.

Приглядываюсь к рисунку: всадник поднял руки к небу.

– Это он на верховом олене едет? На учаге?

– Возможно. Хотя мы считаем, что это все-таки лошадь. Это солярный знак, наездник обращается к солнцу. Такие мотивы встречались раньше в изобилии, но были всегда связаны с народами, населявшими древний Иран. А теперь мы можем говорить, что та цивилизация оставила свои следы и в Сибири.

В реконструкции археологического раскопа выставлены изделия из драгметаллов. Золотая и серебряные чаши. Их нашли возле деревни Терехино еще перед Войной, но с тех пор никто кроме историков эти предметы не видел. Боялись показывать широкой публике.

С точки зрения археологии — это так называемая Фоминская культура. Привязать археологические материалы к конкретным народностям и историческим реалиям ученые могут лишь приблизительно. Уверенно говорят одно: появились они в домонгольский период освоения Сибири.

В экспозиции краеведческого музея экспонаты располагаются хронологически, благодаря чему можно проследить, как развивалось население территории Кузбасса от первых людей до наших дней. Отдельные стенды посвящены замечательной коллекции древнего оружия и охотничьих принадлежностей. Прекрасно обработанные каменные, бронзовые, железные орудия, копья, топоры, наконечники стрел. Украшения воинов и охотников были специфические: из зубов добытых хищников — в основном волков и медведей.

– Эпоха металлов началась на территории Кузбасса очень рано, — рассказывает историк, демонстрируя коллекцию металлических предметов из раскопов. — Это обусловлено, конечно, большим количеством сырья в нашем регионе. Много меди, много других металлов. И тем более, много железнорудных месторождений, которые были очень рано освоены древними людьми. Это была развитая культура кузнецов и литейщиков. Мы находим каменные формы для литья, изготовленные задолго до наступления нашей эры. Вот, например, форма для серийного литья наконечников стрел. Вот примитивные металлургические печи. Они очень маленькие, можно сказать, настольные. В них плавили металл небольшими порциями. Они были практически в каждом жилище. Небольшие сопла для железоделательной печи: через них загружали кусочки руды и сыродутным способом получали железо. Эта экспозиция — 3-5 век до нашей эры и до 4-го века нашей эры, такой период.

Металлургами были и кузнецкие татары, позже ставшие известными в истории России как шорцы. Говорят, именно они ковали сабли для орд Чингисхана. Значительная часть экспозиции посвящена быту коренного населения. Их верованиям, шаманизму, охоте, культу крепкой семьи, жизни в единении с тайгой.

– После прихода русских казаков, в 17-м веке, быт коренного населения поменялся. Их обязали платить ясак. Налог. Русским нужна была пушнина, а не металл, полученный кустарным способом. Шорцы стали не кузнецами, а охотниками. Смотрите: стрелы этого периода больше не боевые. У них тупые массивные наконечники, чтобы можно было оглушить зверя, не повредив шкурку. Ясак был не обременительным — от 1 до 5 шкурок в год. Но излишек покупали, выменивали на что-нибудь полезное, шкурки стали ценным сырьем, практически валютой. И в 17-м веке соболя в наших краях было уничтожено очень много.

– К чему это привело?

– К тому, что железо снова стало основным сырьем, товаром нашего региона, как и в совсем седые времена. И по сей день им остается, наряду с углем.

Вся экспозиция, связанная с казачьим периодом Кузнецка, осталась практически без изменений. Кольчуги русских первопроходцев Сибири. Макет Кузнецкой крепости. Оружие казаков: ружья, сабли, палаши. Но есть и новинки: теперь оружейная коллекция стала более представительной. Благодаря все той же системе безопасности, стало возможно выставлять огнестрельное оружие разных эпох: от казачьего до периода Великой Отечественной. Раньше его хранили в сейфах. из-за новых возможностей по безопасности. Теперь посетители могут увидеть и пулемет Дегтярева. Его, оказывается, делали как раз в нашем городе, на Машзаводе. И легендарный ППШ, металл для которого поставляли оружейникам кузнецкие металлурги. Винтовка Мосина, трофейное немецкое оружие, образчики которого спасли для истории из многотонных развалов металлолома, массово приходившего после войны на Кузнецкий металлургический комбинат для переплавки.

Оптический обман: кажется, что посреди выставочного зала имеется вход в самую настоящую шахтовую штольню. Оказалось — ниша в стене, на которую наклеены фактурные рельефные фотообои. Получилась диарама. По замыслу музейщиков, здесь посетители смогут сфотографироваться, облачившись в горняцкую робу. Здорово — фото из глубины сибирских руд, причем абсолютно без риска для жизни.

Эту часть обновленной экспозиции историки называют не иначе как «музей в музее» – выставка, посвященная истории угледобычи в Кузбассе. К участию в ней привлекли фонды других музеев Кемеровской области. Коллеги поделились экспонатами, многие из которых — уникальны. После реконструкции у краеведческого музея Новокузнецка появились возможности представить эти раритеты в особо выгодном свете.

– Конечно, коллеги рано или поздно заберут экспонаты, которые нам одолжили. Но нам есть, чем их заменить в экспозиции, — уверен Петр Лизогуб. — Наши запасники еще не истощены, есть много интересных вещей, которые позволят регулярно обновлять выставку. И вообще мы теперь сможем довольно часто менять наполнение витрин. Так что в музей нужно будет ходить регулярно, и каждый раз удивляться чему-то новому. А не так, что разок побывал и успокоился, мол, все уже видел.

Для временных выставок в музее отведен специальный зал. Пока витрины в нем пустуют. Ждут «гостевых» экспонатов. Оказывается, выставки исторических артефактов тоже могут гастролировать. Так что рано или поздно кто-нибудь из коллег-историков захочет продемонстрировать новокузнечанам свои коллекции исторических ценностей. А в перерывах между «гастролями» зал будет наполняться экспонатами из обширных запасных фондов.

– К открытию-то все успеете? – спрашиваю экскурсовода.

– Куда мы денемся? У нас другого выбора нет. Если не будем успевать, перейдем на круглосуточный график, — смеется историк. — Дело хлопотное, но это хлопоты такие – приятные, радостные. Торжество науки.

Ждать открытия обновленного музея осталось совсем недолго: уже на этой неделе он распахнет свои двери. К этому событию историки готовились три года. Планируют не просто удивлять, ждут восторгов.

«Город красивый, только сильно испачкался» Далее в рубрике «Город красивый, только сильно испачкался»Корреспондент «Русской планеты» красил Новокузнецк к Дню шахтера вместе с рабочими-таджиками Читайте в рубрике «Общество» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»