Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Сибирская неоархаика

Репродукция картины Сергея Дыкова «Хозяйка озера»
Как объединить искусство и науку в один проект
Павел Лавров
31 октября, 2014 17:19
10 мин
Мастерская по случаю непогоды довольно сумрачная. Снегопад скрадывает большую часть естественного освещения. Рабочий стол придвинут вплотную к окну, и там, в углу у верстака, света вполне хватает, можно даже обойтись без лампы.
– Вот этой работе особенно повезло, — говорит Ольга Галыгина, директор галереи «Сибирское искусство», накладывая дополнительные скрепы на раму картины. — Без всякой спешки одеваем. До выставки время есть, и почти все успели вовремя.
Еще несколько щелчков степлера, оценивающий взгляд на результаты, и картина отправляется в дальний угол — там работы складируют перед отправкой на выставку. Галерея сейчас готовит огромный проект — «Сибирская неоархаика». Выставка художественных работ — всего лишь ее часть.
– Мы пытаемся совместить вещи, казалось бы, разные, но способные взаимообогащать друг друга, — объясняет Ольга. — Ученые помогают художникам и наоборот, а тема общая — искусство Сибири.
Говорить несколько мешает звук работающего станка: багет для рам нарезают в этом же помещении.
– Я прочитал программу предстоящего мероприятия и нашел странную формулировку: «…к участию приглашаются профессиональные исследователи — археологи, этнографы, искусствоведы, реставраторы». Что может объединить этих людей?
– Объект исследований. Культура древней Сибири — тема многогранная. Древние цивилизации, жившие на территории Сибири с домонгольских времен, оставили нам великое наследие, которое нельзя изучать однобоко. Только искусство коренных народов — это огромный комплекс тем, открытий, философии. Это обращение к явлению в полном объеме. Они же были очень гармоничны. И нельзя их расчленить. Выделить какую-то одну составляющую, не рассмотрев ее в контексте. Как можно рассуждать о быте народа, не зная его религии, истории? Как можно от людей, живших в тесном контакте с природой отделить их представления о силе стихий?
Основа предстоящего форума — Всероссийская научная конференция «Архаическое и традиционное искусство Сибири». Доклады готовят специалисты института археологии и этнографии СО РАН, профильных кафедр НГУ, КемГУ, Института искусств, Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства.
– При чем тут выставка? — не могу понять я.
– Изначально проект «Сибирская неоархаика» зародился именно как художественный. Его основоположники, первопроходцы — Александр Суслов из Новокузнецка и томич Сергей Лазарев. Они работали со многими известными археологами, этнографами. Очень много были в экспедициях. По итогам этих путешествий состоялись выставки «Мифы тайги и тундры», «Кожистая земля Сибири», это был первый опыт тесной работы именно с учеными. В нашем нынешнем проекте художественный вымысел автора играет не первостепенную роль. Важна та конкретная информация, с которой сталкивается художник во время своих поисков. И эту информацию могут дать именно археологи, культурологи, антропологи. А художники могут эту информацию интерпретировать.
– То есть разглядеть в научных данных, в музейных экспонатах именно художественную составляющую?
– Абсолютно верно. В начале 2000-х годов мы впервые соединили художественную выставку с научной конференцией. И сами не ждали, что в этом могут открыться такие глубокие смыслы. Сколько возникает новых тем, направлений для работы.
Перебираем подготовленные к выставке работы. Хозяйка галереи показывает все без утайки, даже те экспонаты, что обычно прячут подальше от чужих глаз, берегут как особо ценные.
– Я не возьмусь даже приблизительно оценить материальную стоимость этой коллекции, — сообщает мне Ольга. — Конечно, большинство работ мы берем у авторов только на время экспонирования, а потом возвращаем. Особенно крупные формы, такие, как деревянные идолы, например. А уж художественная ценность просто непостижима.
– А ученым от этого проекта какая польза?
– Им же нужно объяснять людям: над чем же таким они работают? Почему важны их исследования? Это очень просто делать через выразительные средства. Художники пишут картины, фотографы делают шикарные снимки. Ваяют скульпторы. Пишут поэты. И появляется очень достойная интерпретация научных данных, выраженная в произведениях культуры и искусства.
– Представьте: человек видит афишу. Запоминает слово «архаика». И приходит на выставку с надеждой и ожиданием увидеть что-то из настоящей древности. Шаманские маски, бубны, резьбу по бивню мамонта, каменных идолов, обереги, петроглифы. А попадает на выставку современных художников. Не боитесь негатива от «эффекта обманутых ожиданий»?
– Мы же не первый год работаем, — смеется Ольга. — И недаром у нас тесное сотрудничество с учеными. На нашей выставке предусмотрено две экспозиции. Первая — как раз старина. Именно те предметы, которые являются настоящими: вышивки, узоры, артефакты. Эту часть готовит Кемеровский государственный университет. Человек пришел, увидел, как это выглядело в глубине веков. И у него есть возможность посмотреть, как это отразилось на современном искусстве. А рядом, буквально напротив — современная интерпретация. Это сделано осознанно. Чтобы зритель мог понять, какой путь проходит художник. Это поиск современного изобразительного эквивалента той информации, которую оставили после себя древние цивилизации.
Рассматриваю «Маску шамана». Она сделана из камня и металла. Почти такую же я видел в краеведческом музее Ханты-Мансийска. В наших краях шаманы свои «личины» предпочитают делать из более податливого материала — бересты, например. Но тут-то не музейный экспонат, художественное произведение, с правом на свободу творчества.
– А художников, работающих в этом направлении, не обвиняли в плагиате? Мол, в древности это уже было, а вы копируете, заимствуете?
– Что вы! На начальном этапе даже копирование узоров и символов, образов было фантастически интересным, потому что все равно было пропущено через призму восприятия современного человека, это уже была авторская интерпретация. А сейчас этап копирования далеко позади, — уверяет Ольга Галыгина. — Сейчас работы уже более насыщены смыслом, философией. Появилось разнообразие форм и техник. Сравните, например, резных деревянных идолов, чеканные маски, кованые скульптуры и картины в технике батик.
Где-то за стенкой вновь взвыл станок: очередная заготовка для рамы легла на резак. Вкусно пахнет разогретым деревом. Чтобы не мешать мастеру и чтобы он не мешал нам, отходим подальше. К тому же, большинство работ этой коллекции авторы пришлют к самому началу выставки, и ознакомиться с ними я могу только с помощью каталога.
Какие скрепы объединяют столь разнообразный материал, специалистов, авторов в единый проект? — продолжаем разговор, пока я пролистываю репродукции.
– Это вопрос самоосознания, самоидентификации. Мы живем в пространстве Сибири. Прекрасно знаем, что атмосфера того места, где живет человек, на него влияет. На самых разных уровнях. Формирует человека. Пространство Сибири — огромное, мощное, богатое, энергетичное. В нем легко отыскать приметы минувшего, надо только приглядеться. Оно в петроглифах, в мифах, в поэтике, в письменности, в символизме. Когда начинаешь исследовать эти вещи, удивляешься, насколько много сохранилось памятников, переживших тысячелетия. Ассоциация исследователей искусства народов Сибири может представить публике уникальные научные экспонаты: находки археологических партий, оттиски наскальных рисунков и так далее. Скупо. Научно. В черно-белых тонах. Строго. А вот передать философию, систему образов, символов — это нужно делать наглядно, просто. И тут художники могут очень сильно помочь.
А насколько востребовано это у широкой публики? Жив ли интерес к архаике?
– Современные люди зачастую испытывают ощущение оторванности от пространства. Мы перестали радоваться солнцу, ветру, дождю. Посмотрели прогноз погоды, взяли зонтик, потопали суетливо по улицам. А у древних людей этого не было. Они знали, в чем черпать силу. Знали, как близка природа, как она может быть прекрасна, какой может стать грозной, какой щедрой. В этом с них можно брать пример. Людям подсознательно хочется органичности существования. А для этого нужно сделать так, чтобы человек снова научился испытывать радость. Хотя бы от того, что живет в огромном, интересном, безумно красивом пространстве. Поэтому тема Сибири сейчас крайне популярна.
Замечаю подпись под картиной и удивляюсь:
А почему автор из Бельгии?
– Сибирский художник — это тот, кто черпает здесь вдохновение. Совсем не важно, где он при этом живет, — объясняет Ольга Галыгина. — Сибирское направление в изобразительном искусстве давно вышло за условные географические рамки. Сибирь и научные исследования сибирской старины вдохновляют авторов по всему миру. Особенно в Европе, Японии. У нас даже был уникальный опыт в рамках нашего проекта: мы возили иностранных художников на пленер в горы, в тайгу. А когда они разъехались — они представили Сибирь через свои произведения на мировой арене, очень широко. И сколько лет прошло, а отголоски того пленера до сих пор слышны: произведения «сибирского цикла» участвуют в выставках этих художников, они до сих пор творят под впечатлением от поездки. Участвуют в форумах, семинарах, присылают нам материалы лекций, которые они читают.
Закрываю каталог выставки с некоторым сожалением.
Скажите напоследок: вам удалось объединить ученых и художников в рамках одного проекта. Чем, по-вашему, это закончится?
– В глобальном смысле даже не буду загадывать. На уровне ближайших ожиданий? Когда выставки будут путешествовать по сибирским городам, их увидит большое количество самых разных людей. И каждый, надеюсь, поймет, в каком прекрасном, позитивном, мощном пространстве мы живем. И в ком-то проснется дух созидательный, конструктивный. И этот кто-то скажет себе: хватит вздыхать о том, как все плохо, пойду-ка, сделаю что-нибудь хорошее.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ