Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Народные сказания — это шифр»

Чылтыс Таннагашева. Фото из личного архива.
Сказительница из Горной Шории — о горловом пении, символизме народного эпоса и корнях древнего искусства народов Азии
Павел Лавров
15 марта, 2016 18:11
8 мин
Шориянка Чылтыс Таннагашева и другие сибирские сказители добиваются того, чтобы горловое пение было признано ЮНЕСКО мировым нематериальным памятником культурного наследия. Документы коллективной заявки будут рассмотрены на международном уровне в 2016 году.
– На самом деле горловое пение — это непросто. Умение издавать звуки, зажав особым образом гортань — это лишь технический прием. Изначально оно не было предназначено для слуха людей. Это был способ для общения с миром духов, который в верованиях сибирских коренных народов тесно переплетался с бытом, культурой, обрядами, мировоззрением.
Традиционно, у нас, шорцев, горловое пение было способом исполнения устного народного творчества. В основном — сказок и героического эпоса. Богатырских сказаний.
Шорский эпос называется кай. Сказитель — кайчи, тот, кто поет кай. Настоящий — мог не умолкать три дня и три ночи. Потому что некоторые легенды были очень длинные, а по частям их никак не расскажешь.
Сказаний — великое множество. Конечно, не все они уцелели до наших дней, многие уходят вместе с носителями устной традиции.
В 2007 году ушел от нас последний старый кайчи. Из тех, кто остался в живых — кай практикуют двое. Один — Сергей Тенешев, он живет в Таштаголе, но по болезни уже не исполняет. Хотя помнит, конечно, много. Так что, как ни печально, но сейчас практикую я одна.
Горловое пение бывает разное. Если говорить о нем только как о возможности особым образом сжать гортань, то горловое пение подразделяется на несколько разновидностей. В Туве сказители различают пять категорий, но у них — сложная классификация. У шорцев — проще. Три типа: высокий, средний, нижний.
Монгольское, китайское, алтайское, тувинское и даже калмыкское горловое пение — это искусство, имеющее единый корень. Оно как зародилось в Сибири, так в незапамятные времена и распространилось вместе с миграциями народов. Особенно тесно эти взаимосвязи видны в Сибири. Все-таки от Алтая до Бурятии — единый язык у коренных народов. Мы понимаем друг друга, когда поем. Есть, конечно, особенности. Например, у тувинцев много монгольских слов, так как они живут в тесном контакте с монголами. Но основное — понятно. Пусть нас развела жизнь, рассеяла, но все мы — братья.
Изначально добиваться того, чтобы горловое пение признали нематериальным памятником мировой культуры под охраной ЮНЕСКО, начали алтайцы. Там есть энтузиасты. Позже, когда связи между сказителями на огромных пространствах были восстановлены, к этому движению присоединились все — от Тувы и Хакасии до Горной Шории. Сейчас это очень серьезное движение, оно имеет всероссийские масштабы. И Министерство культуры нам помогает, и Министерство иностранных дел. Сейчас — финишная прямая. Мы составили обоснование для ЮНЕСКО. Заявка — это увесистый том в 300 страниц. К нему и видеоматериалы прилагаются, и аудиозаписи, информация о фестивалях.
В мире есть прецедент — китайцы доказали, что горловое пение — это самобытная культура. Там на севере есть территория, которую населяют монголы-урянхайцы. Их всего 2 тыс. 500 человек, они добились признания их наследия. А мы — догоняем. Доказываем, что и в Сибири это еще живо, мы не забыли эпос, у нас идет активная культурная жизнь. Мы проводим фестивали, издаем книги, создаем сборники, развиваем это искусство, оно выдержало испытание веками и тысячелетиями.
Многие сказания потеряны безвозвратно. Кайчи передавали кай из уст в уста. Записей никто не вел. Первые серьезные попытки записывать — это начало ХIХ века. Причем записи только текстовые. Это сейчас хорошо: включил магнитофон или видеокамеру и записывай, сколько захочешь. Шорских сказаний собрано около 200. Это очень приличный объем, так как каждая легенда это несколько тысяч строк.
Мой дядя, современный сказитель, оставил ученому миру около 40 сказаний. Знал — около 140. Погиб, и 100 остались неизвестными. Не успел досказать.
Но ученые продолжают поиски. Много шорских сказаний до сих пор хранится в Хакасии, на Алтае. В глухих деревнях еще есть старики, которые помнят. Если люди не ленятся слушать — кое-что успевают сохранить.
Каждый год выходят книги — сборники эпоса. Сейчас от книг даже стали отказываться в пользу дисков с аудио. Кай нужно слушать, это же песня. Хорошие издания — когда книга совмещает в себе текст на шорском, перевод, и диск, где это можно послушать практически в оригинале. И эти книги расходятся с большим успехом по всей Сибири. Богатырские подвиги пользуются успехом у читателей. Они интересны.
Кай отчасти похож на русские былины или на финский эпос Калевала. Наши шорские сказания по сюжету достаточно просты. Всегда угрожает некий внешний враг. В любом облике — от Черного Хана до Вечного Зла. И находится воин, богатырь, который идет искать эту опасность и бороться с ней. Все песни — это описание пути к битве и самой битвы.
Если сказания совсем древние, то воин защищает свой дом, свой род. Если поздние, то — свой народ. А вот насколько сложным окажется путь — это другой вопрос. Сколько нечисти преградит ему путь. Сколько дорог придется пройти герою, прежде чем победить. И вот тут — самое интересное.
Я считаю, что шорские сказания до конца не расшифрованы. Язык их очень образный. Много метафор, поэтических преувеличений, намеков и полунамеков, морали, аллегорий. Это все интересно разгадывать. Читать эту символику в каждом слове.
Не думаю, что я сама созрела для того чтобы попытаться расшифровать этот «культурный код» народа, который зашифрован в его преданиях. А может быть, его и не надо разгадывать. Его надо чувствовать. Жить с ним.
Мифический мир народа разгадать очень сложно. И уж совсем нельзя — прийти извне и попытаться его взломать и проникнуть в него. Это надо впитывать с младенчества. Смотреть на взрослых, слушать поэтику сказки, которую тебе рассказывают на ночь. И тогда — можно понять: зачем надо здороваться с лесом, когда ты приходишь к нему в гости. Зачем просить прощения у дерева, если тебе понадобилось его срубить. Почему нельзя мусорить возле реки или ручья. Почему надо почитать старших. Шорцы не кричат в лесу. Не топчут огонь ногами. Кому-то покажется — суеверия. Но это тоже часть нашей культуры. И надо признать, весьма мудрая ее часть.
Сейчас никто из мужчин не хочет петь, так вообще — куда деваться? Приходится мне отдуваться. Раньше считалось, что женщине нельзя исполнять сказы горловым пением. Была даже легенда, что это очень плохо воздействует на способность рожать. И до родов — нельзя даже пробовать. Так что женщин-сказителей очень мало. Запрещали петь. Сейчас стало чуть проще.
У меня физическая потребность в горловом пении. Меня как будто что-то толкнуло. Организм потребовал выплеснуть энергию. А я как раз напевала что-то. И вдруг — само из горла вырвалось. Теперь если я не буду петь, это будет ужас. Я так чувствую. Пока не пела — не понимала, что такое творится со мною. Как будто что-то переполняло, просилось наружу. Даже сны очень странные снились. Как запела — никаких странных снов.
Кай можно петь и без инструмента. Но если он есть, то он выгодно оттеняет, помогает рассказывать. Это музыкальное сопровождение. Национальный струнный инструмент так и называется — кай-комус, инструмент для того, чтобы рассказывать сказки.
Сейчас комусы стали продавать как сувениры. И часто их покупают люди, которые не имеют никакого отношения к коренным народам. Я считаю, что в этом нет ничего страшного. Комус не подчинится человеку, если тот не будет упорен, и не почувствует его. А если почувствовал — то он уже не посторонний.
До чего дошло — даже в Канаде есть те, кто пытается петь. На фестивали в Сибирь приезжают исполнители из европейских стран, из Японии. Казалось бы, им-то это зачем? Но они всерьез занимаются. Испанцы, американцы, французы. А здесь — мало кому интересно. Есть у меня опасения, что искусство кай может быть забыто рано или поздно.
Горловое пение пошло на некий новый виток развития. Но на этом витке в пении сохраняется только внешняя его сторона — вокальная. Техники люди нахватались. По верхушкам. А сказаний не знают. Над глубиной и символичностью текстов мало кто из новых певцов задумывается.
Наверное, поэтому мы здесь, в Сибири, в Азии, стараемся увековечить эти корни. Защитить. Доказать: это — наше, исконное. Для этого и в ЮНЕСКО обращаемся. Потому что пока жив язык народа, пока жива его память — сам народ не исчез. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ