Новости – Общество
Общество
«Первый за Уралом»
Звуковой кинотеатр, построенный в 1933 году, получил шанс на реставрацию. Первое фото кинотеатра «Коммунар» из архива.
В Новокузнецке отреставрируют звуковой кинотеатр, построенный в 1933 году
23 марта, 2016 18:36
9 мин
В 2018 году Новокузнецк отметит юбилей — 400 лет. Под стать такой круглой дате и подарок — федеральные власти выделят 665,5 млн рублей на реставрацию объектов культурного наследия в городе. В очереди на ремонт — музей-заповедник Кузнецкая Крепость, давшая начало поселению, дворец «Алюминщик» с его уникальной архитектурой и самое главное — кинотеатр «Коммунар», памятник эпохи Кузнецкстроя.
Легендарный «Коммунар» построили и сдали в эксплуатацию в 1933 году.
– Строилось здание по линии КМК, Кузнецкстроя, Соцгорода. Ударными темпами, — рассказывает Петр Лизогуб, историк, научный сотрудник Краеведческого музея Новокузнецка. — Передовиков строительства награждали: сохранились приказы о премировании. Кому-то дали велосипед, кому-то отрез ткани, реже выдавали денежные премии. Но это ударничество не прошло даром: уже вскоре после открытия, в конце 1933 года, ночью произошел обвал потолка в фойе, значительная часть кровли обрушилась, и «Коммунар» на полгода закрыли на ремонт. Но все-таки кинотеатр сразу стал знаковым местом для Сталинска.
Это сейчас ближайшие кварталы называют старым центром города. В 30-х годах это была окраина. «Коммунар» построили на краю Мохового болота. Кинотеатр встал на островке. Дворец с одного берега подпирала топь. С другой — поселок строителей комбината, улицы хаотичной застройки. Самострой, бараки, халупы, а по большей части — землянки.
– Несложно представить себе первых зрителей звукового кино, — рассуждает Петр Лизогуб. — Рядовые жители нашего города в то время — рабочие КМК, те, кто строил трамвайные пути и дома Соцгорода. Днем они работали, вечером — пришли отдыхать. Была мощная прослойка, конечно, инженерно-технических работников. Но все-таки основная масса — пролетариат. Люди шли в кинотеатр в чистых рубашках, мужчины доставали пиджаки. Это был праздник.
– Насколько резкий был контраст между обстановкой в кинотеатре и бытом?
– В 30-х Сталинск — это еще город землянок. Основная масса населения проживала в крайне тяжелых коммунальных бытовых условиях. Нижняя колония — от реки Абы до территории завода — все это было море трущоб. 97–98% людей жили в таких временных постройках. Да и те, кому посчастливилось получить заветный ордер на квартиру в капитальном доме — надо иметь в виду, что из-за нехватки жилой площади в одной квартире проживало несколько семей. Но даже в коммуналках условия проживания были более комфортными, чем у тех, кто жил в бараках. Надо иметь в виду, что значительная масса кузнецкстроевцев — это выходцы из деревни, вчерашние крестьяне. Обычные рабочие, чей труд использовался в качестве основной ударной физической силы на черновых работах. Конечно, контраст между бытом и культурным объектом был грандиозен. Это разительное отличие вызывало и восторг, и благоговение. Когда только-только был уложен асфальт, люди разувались, чтобы пройти по чистой дороге.
Фасад кинотеатра в наши дни. Фото: Павел Лавров / «Русская планета»
В 1934 году установлен первый рекорд по кассовым сборам. Фильм «Чапаев» обошел в прокате даже непревзойденный блокбастер — комедию Александрова «Веселые ребята». На приключения Василия Ивановича и его ординарца Петьки сходило 92 тыс. 980 жителей Сталинска. Это притом, что в свободной продаже билеты даже не появлялись, а дирекция «Коммунара» была на месяц вперед завалена коллективными заявками. По проспекту Молотова к звуковому кинотеатру двигались колонны с транспарантами «Мы идем смотреть “Чапаева”!»
Почти сразу после открытия звукового кино в фойе начинает работать джазовый оркестр. На нападки со стороны противников всего буржуазного чиновники городской культуры ответили разъяснениями через газету: «…В СССР — джаз не более как одна из разновидностей эстрадной музыки, заражающей бодростью и здоровым весельем».
Кино и танцы каждый вечер привлекали толпы посетителей. Тогда в «Коммунаре» в буфете отпускали спиртное. Неподалеку — уединенный лесок. Неудивительно, что довольно быстро этот район стал криминальным. Уже в конце 1934 года на «Коммунар» стали жаловаться. Атмосферу прекрасно передает письмо ученицы Нины Комаровой в городскую газету. Она написала его после того, как ее и других отличников сводили на премьеру детского фильма «Сказка о царе Дурандае»: «Было детское кино. Показали такую чушь, что лучше бы и не показывали. А, кроме того, было большое хулиганство: лазили по карманам, отнимали билеты, били и снимали шапки. Наши учителя встали у стенки и хулиганство не прекратили».
Изначальный проект кинотеатра «Коммунар» — это конструктивизм чистой воды. Ничего лишнего. Все строго функционально. Но уже к концу 1930-х годов генеральная линия застройки города меняется. Идея Соцгорода отвергнута. Появляется курс на то, что позднее назовут «сталинским ампиром». Помпезные, монументальные дома, украшенные барельефами, должны внушать уважение и уверенность. Вызывать ощущение незыблемости, показывать мощь и благополучие. Тогда стало ясно, что безликий стакан с пристройкой не впишется в архитектурный ансамбль будущего центра города — с его театрами, дворцами культуры, сквером, фонтанами. И «Коммунар» переживает свою первую реконструкцию. Здание украшают декоративными элементами. Появляются балконы, лепнина, позументы. А после Великой Отечественной войны «Коммунар» приобретает облик, знакомый современникам — колонны при входе, главная лестница.
– То, что получилось — это уникальный объект, как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения истории, — рассказывает краевед Петр Лизогуб. — Мы получили не изуродованный, а достаточно интересный образец уже классической советской архитектуры. Второе: история кинотеатра оказалась очень тесно связана и с жизнью Сталинска, и с историей уже современного Новокузнецка. Представим себе, что он исчезнет. Потерять легко, а заменить нам практически нечем с точки зрения того сгустка историко-архитектурных переплетений, который мы видим в этой интересной градостроительной точке города. Именно «Коммунар» в тандеме с ДК Металлургов, вместе с Садом Металлургов, который расположен между ними — ядро нашего города, его исторический центр. Это визуальный слой памяти.
– Просматривая старые фотографии, я увидел на некоторых снимках, что рядом с «Коммунаром» стоят какие-то статуи.
– Статуя там была. Если стоять лицом к «Коммунару», то по правую руку от центральной лестницы на небольшом возвышении стояла девушка со скрипкой в руке. Это послевоенный период. И эта статуя, опять-таки по фотографиям, фигурирует до 70-х годов. Дальше она исчезает. Она была, мне кажется, достаточно интересным объектом. Придавала этому месту какой-то определенный шарм. Но надо иметь в виду, что и весь проспект в то время был украшен такими монументальными элементами. Стояли, например, на возвышениях вазоны гипсовые. И другие скульптуры малых форм. Это все звенья одной цепи, это единое художественное решение оформления центра города.
Скульптуры напротив кинотеатра не уцелели.
Второй стационарный кинотеатр появляется в Новокузнецке в 1957 году. После — кино открывают в каждом районе. Но «Коммунар» остается в числе лидеров по популярности. Его заслуги отмечаются наградами. Он занимает призовые места в конкурсе среди кинотеатров всего СССР. В 80-х в нем ставят сверхсовременный чешский киноаппарат. Но это — лебединая песня первого звукового кинотеатра. В середине 1990-х годов фильмы в нем уже не показывают. Кинотеатр превращается в коммерческую недвижимость. Внутри — офисы и магазины.
– Кинотеатр «Коммунар» оказал огромное влияние на развитие города. Если бы не он, то Новокузнецк рисковал навсегда остаться рабочим поселком при комбинате, — считает Петр Лизогуб. — Определенный размах чиновники тех лет почувствовали именно тогда, когда начало формироваться ядро нынешнего города. А люди вдохновлялись. Каждый раз стремились к большему. И руководство шло им навстречу. Первые руководители промышленных предприятий понимали свою роль в городе, и значительную часть средств отдавали на строительство капитальных объектов.
– А зачем это металлургам? Им бы выгоднее было какую-нибудь новую домну построить?
– Потому что они смотрели в будущее. И не боялись работать для потомков, невзирая на сиюминутные трудности.
Сейчас здание «Коммунара» — вновь муниципальная собственность. Город вернул себе историческое здание. Фасад сияет свежим ремонтом: помогло празднование в Новокузнецке областного Дня шахтера, тогда удалось включить объект в список на предпраздничную реставрацию. Внутри еще очень далеко до полного восстановления. Но скоро — еще один праздник. И новый повод надеяться.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости