Новости – Общество
Общество
Нарисованная прогулка
Работа Федора Раздольева.
Каким видит Новокузнецк художник, работающий металлургом
13 ноября, 2015 19:12
7 мин
Федор Раздольев стал известным благодаря социальным сетям. Правда, из многотысячной армии его подписчиков мало кто догадывается, что на самом деле Федор не профессиональный художник, а металлург. Живопись для него — только хобби. Свою настоящую профессию он не скрывает. Он просто умеет разделять способ заработка и образ жизни.
– Мне красоты горящего металла на работе хватает вот так, — делает Федор резкий жест над головой. — Давайте про работу не будем. Не сегодня, ладно?
– Скажите хотя бы, коллеги знают, что вы пишете картины?
– Некоторые знают. У меня там даже пара работ висит на стенке. Так, без рамок, на кнопки пришпилены. Запылились давно. Надо уборщице сказать, чтобы не выкидывала.
Первая профессиональная выставка Федора в реальном мире, а не во Всемирной паутине, — крохотный зал в тупике обер-офицерского дома-музея «Кузнецкая крепость». Уговорили друзья. Убедили: пора выныривать из виртуальности. На стенах — городские пейзажи. В основном родной Новокузнецк. Знаковые здания, узнаваемые места. Затерянные во дворах перекрестки второстепенных дорог.
– Иногда увидишь что-то — зацепит. Ходишь, вспоминаешь, как будто крутишь в памяти. Так и так прикидываешь. Садишься рисовать, — объясняет Раздольев выбор сюжетов для своих акварелей. — Иногда специально езжу, фотографирую, если не могу решить, как лучше нарисовать. Ищу лучший свет, ракурс.
– Пишете по фотографии?
– Это творческая интерпретация фотографий. Иногда даже чужих. Увижу удачное пейзажное фото в социальной сети, в том же паблике «Эпичный Новокузнецк» — по ней эскиз карандашиком тонко-тонко накидаю. Потом экспериментирую с цветами. А вот там уже вольность и импровизация. Часто даже не фото вдохновляет, а какой-то фрагмент пейзажа, — Федор показывает на одно из своих полотен, где изображен знаменитый дом с колоннами. — Кто-то сфотографирует шпиль над проспектом, мне весь дом целиком не интересен, а вот окошки резные — понравятся. И пошла работа.
– На пленэрах совсем не пишете?
– Очень редко. Акварель — чуть-чуть не та техника. Располагает к комфорту.
– А работаете только акварелью?
– Я пробовал маслом рисовать, но это проще. Не так интересно.
Некоторые картины — взгляд на привычный Новокузнецк под необычным углом. Пруд возле дворца культуры в Дальнем Куйбышево изображен так, будто зритель смотрит на него из-под моста. Старый центр с домами первой каменной застройки написан с точки зрения сидящего на карнизе голубя.
Федор Раздольев. Фото: Павел Лавров / «Русская планета»
Федор Раздольев. Фото: Павел Лавров / «Русская планета»
– На крышу сами лазили? — показываю на картину в излюбленном стиле руферов.
– Нет, зачем? Тут большинство работ с чьих-то фотографий сделано. И эта в том числе, — пожав плечами, улыбается Раздольев.
Над зданием краеведческого музея, того самого, вход в который охраняют две пушки времен Кузнецкого острога, разлился по небу небывалых красок закат.
– Цвета, конечно же, ненастоящие. Такими мне захотелось их увидеть, — комментирует Федор полотно, заметив заинтересованность публики. — Я стараюсь подобрать цвета таким образом, чтобы они передали момент. А это не всегда те самые цвета, которые вы видите глазом или которые запечатлел фотоаппарат. Тут есть место вымыслу, творческой фантазии. Придумал, как быть с цветом и светом, — будет картина.
– Насколько быстро это происходит?
– Полчаса. Минут 40 максимум.
– На каждую работу? — уточняю, думая, что не расслышал.
– Конечно. Кто не верит — прошу в мое сообщество. Я там выложил в доступ пару видеороликов о том, как именно я рисую.
– Для этого нужно ждать вдохновения какого-то?
– Для этого нужно понимать, что закончить работу необходимо успеть, пока бумага сырая. Как высохнет — все уже, никаких исправлений не внесешь. Акварель. Краска наносится на мокрый лист.
Взгляд цепляется за нечто узнаваемое до степени ассоциаций. Перекресток двух улиц. Таким он выглядит из окна автомобиля, когда следишь за дорогой, а не за окружающими домами. Раздольев намеренно не нарисовал знаменитое административное здание, которое стоит справа, и не менее узнаваемый торговый центр, который стоит слева. Это уже не пейзаж, это нарисованное воспоминание.
– Каким вы воспринимаете Новокузнецк?
– Я люблю старый центр. Пионерский проспект. Улица 25 лет Октября. Улица Суворова, — Федор показывает картины, где изображены кварталы, про которые он сейчас рассказывает. — Люблю там гулять. Очень гармоничные районы. Красиво.
– Это зависит от настроения или любовь из детства?
– Просто нравится. А вырос я на Ильинке, на Запсибе. Там такого мало.
– А если бы вас попросили показать Новокузнецк приезжему, с чего бы вы начали экскурсию?
Художник Раздольев задумывается ненадолго, потом отходит к противоположной стене — там полотна с пейзажами улиц, на которых стоят архитектурные шедевры времен сталинского ампира.
– Я бы показывал улицы Красной линии. Прогулялся бы по кварталам у сада Металлургов. По проспекту Металлургов. По Суворова, Кутузова. Понимаете? Все эти кварталы со старыми домами. Можно дойти до оленей и сразу обратно.
«До оленей» — выражение, знакомое коренным новокузнечанам. Значит — до перекрестка Пионерского проспекта и проспекта Курако. Там посреди клумбы стоит скульптура — олень и олененок. Буквально нынешним летом эту парочку реставрировали.
– А дальше оленей смотреть не на что. Уже даже в старом центре умудрились повтыкать эти типовые хрущевки, панельные брежневские дома. Зачем они там? Несколько кварталов, которые можно спутать с любым из городов. А вот в Новом городе снова есть на что посмотреть, особенно на улице Ермакова с ее фонтаном, сквером, яркими домами. Ну и, конечно, знаковые места — Кузнецкая крепость, например. С горы можно показать панорамы наших заводов-гигантов.
Сначала картина кажется черно-белым графическим рисунком, но позже понимаю, что цвет есть, просто изображены серые бетонные плиты на фоне заснеженных улиц. А вода черная, потому что это река, текущая через Новокузнецк.
– Федор, а откуда на этой выставке Абушка с ее бетонными кандалами-набережными? Она как-то не вписывается в ампирное настроение картин из старого центра. Слишком индустриальная река, если можно так выразиться.
– Это чисто для выставки сделано. Быстро. Понадобились две узкие работы. Чтобы композиция была завершенной. Так положено. Чтобы красиво картины в зале развесить. А вертикальной картины не хватало. Полчаса — есть узкая работа.
– Получилось контрастно. По сравнению с буйством красок всего остального…
– Так это же хорошо. Новокузнецк — контрастный город. И Абушка в нем тоже есть.
– А ее приезжему показали бы?
– Конечно. Это тоже надо увидеть. Иначе этот город не понять.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости